«Не нанимайте людей, которых нужно мотивировать,
менять их отношение к работе»
Ицхак Калдерон Адизес

В индустрии гостеприимства, здоровья и красоты квалифицированный и клиентоориентированный персонал — основной и самый ценный капитал. Обучение и развитие, интеграция ценностей сотрудников в корпоративную культуру компании, создание дифференцированных систем мотивации — важнейшие управленческие задачи, определяющие возможность развития предприятия.
Виктория Колитенко — бизнес-тренер, консультант, директор гостиничного комплекса «Экватор» (г. Владивосток), частного учреждения дополнительного профессионального образования «Школа гостеприимства», Дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации, имеющая более чем 30-летний опыт управленческой работы, поделилась мнением об оптимальных способах мотивации сотрудников компаний индустрии гостеприимства.

Системы мотивации — что нового?

Базовые подходы к мотивации сотрудников не новы. В управленческой системе два основных направления — материальная и нематериальная мотивации — сформировались еще в советское время. Помимо традиционных систем премирования, всегда имели место и различные конкурсы, социалистические соревнования, присвоение производственных и ведомственных наград, иные виды и формы поощрений.

Структура мотивационной системы всегда связана со спецификой деятельности компании, её ценностями и миссией. В индустрии гостеприимства мотивационный пакет сотрудника, как эффективный управленческий инструмент, должен быть безусловно связан с удовлетворённостью гостя.

Учитывая, что в этом секторе, как, пожалуй, ни в каком другом, важнейшим является человеческий фактор, а именно «счастливый сотрудник», система мотивации должна быть направлена, прежде всего, на создание положительного отношения работника к компании, коллегам, и как следствие, гостям. Материальные формы здесь не столь эффективны. К примеру, в группе компаний «Экватор» при приеме на работу будущих коллег обязательно знакомят с корпоративными ценностями и культурой, расширенным социальным пакетом компании, который предусматривает и обеспечение питанием, и униформой, и прачечными услугами, и бесплатной охраняемой парковкой, и беспроцентным займом, и многими другими преференциями и бонусами. Следует отметить, что имея уровень заработной платы для различных категорий сотрудников средний по индустрии в нашем регионе, более 30% коллег работают с нами с момента основания компании в 2003 году.

Профессор психологии и поведенческой экономики Дэн Ариэли в ходе многолетних исследований также пришел к выводу, что «деньги, по всей видимости, являются самым затратным способом мотивировать людей. Социальные нормы не только обходятся дешевле, но и часто являются более эффективными». Не могу не согласиться с этими словами.

Обучение и развитие сотрудников — это двухстороннее движение

Многолетний управленческий опыт показывает, что закрепленная трудовым законодательством обязанность работодателей повышать квалификацию своих сотрудников, заниматься их обучением и развитием — это необходимость, обусловленная ускоряющимся потоком времени, постоянными изменениями в макроэкономике и мировой политике.

Безусловно, первое лицо компании — локомотив всех процессов,  должно развиваться непрерывно: это и участие в отраслевых мероприятиях, и встречи с известными спикерами-экспертами, и чтение специальной литературы, — без этого невозможно движение вперёд. Сотрудники же, осознанно или нет, также должны двигаться за руководителем, иначе отрыв становится столь значительным, что работать вместе уже не представляется возможным. Без регулярного «обновления» люди обычно утрачивают направление.

У нас, в группе компаний «Экватор», обучение персонала — существенная строка годового бюджета расходов. Ежегодно мы актуализируем планы по обучению и развитию, формируем образовательную модель с учётом всех новых тенденций. Все программы развития, обусловленные производственной необходимостью, оплачиваются компанией, кроме того, интересные образовательные проекты, появляющиеся в течение года по заявлению руководителей структурных подразделений, компания в большей части, а зачастую полностью, финансирует.

Сотрудники, в свою очередь, год от года показывают всё большую вовлечённость в бизнес-процессы компании, благодаря чему мы не сбавляем темпов экономического роста. Это мы и называем двухсторонним движением.

Честная система мотивации — по потребностям или по заслугам?

Предприятия индустрии гостеприимства — это настолько неоднородные структуры, что традиционный подход к поощрению с ориентацией на производительность здесь не уместен. С линейным персоналом — администраторами, официантами — ясность есть, но как, к примеру, можно монетизировать труд бухгалтера-калькулятора, водителя-экспедитора или специалиста по обучению персонала?

На этапе становления нашей компании мы много размышляли над формированием справедливой системы поощрения сотрудников и пришли к выводу, что в основе системы должны лежать уровень ответственности и уровень компетенции. При этом в группе компаний «Экватор» все без исключения сотрудники находятся в поле мотивационной составляющей, потому что каждый из нас работает на гостя и для гостя.

Чего хочет сотрудник?

Говоря о приоритетных формах мотивации для сотрудников предприятий индустрии гостеприимства, интересным, всё-таки, является мнение самих субъектов трудовых отношений — работников компаний. Любые приоритеты сотрудника — это проявление ценностной системы его личности. На этапе входа в компанию совпадение или несовпадение ценностей является решающим фактором для возможности дальнейшей совместной работы.

Находясь в определённом сегменте экономического рынка, мы имеем тот уровень заработных плат, который можем себе позволить. Возможности бесконечно мотивировать рублём у нас нет, но мы предоставляем актуальную систему компенсаций, таких «обнимашек» для сотрудников, которые, пожалуй, более ценны. И по результатам обратной связи от коллег могу с уверенностью сказать, что искренняя радость от нематериальных подарков значительно превосходит ту простую благодарность, которую я получаю, повысив зарплату или выплатив очередную премию.

В любой сфере трудовой деятельности для сотрудника важно чувствовать свою значимость. Премии, компенсации, бонусы — всё это важная, но лишь часть общего состояния удовлетворённости от работы. Умение трудиться сообща, учиться друг у друга и способствовать росту друг друга насущно необходимо для развития компании и каждого сотрудника.

В компаниях, ориентированных на гостя, клиента, ценности развития, возможность творчества — это основа мотивационной системы. Эффективно управляя этими экспектациями сотрудников, можно создать такую команду, в которой удовлетворённость гостей становится базовой потребностью профессиональной самоактуализации.

 

Виктория Колитенко


Фото: Борис Нестеров

Комментарии (0):

Ваши комментарии:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *